Пауль Шлиман – Фантом поиска Атлантиды

Aus Atlantisforschung
Wechseln zu:Navigation, Suche

Загадочный документ

(bb) 20 октября 1912 года, спустя уже более двадцати лет после смерти знаменитого археолога и открывателя Трои Генриха Шлимана (Heinrich Schliemann), американский журнал «Нью-Йорк Америкэн» (New York American) опубликовал умопомрачительное сообщение под заголовком «Как я открыл Атлантиду – первоначало любой культуры» ("How I found Atlantis..."). В подзаголовке был назван "Пауль Шлиман", который представился внуком Генриха Шлимана. Далее там говорилось, что Генрих Шлиман за несколько дней до своей смерти передал одному своему близкому человеку опечатанный конверт, на котором можно было прочитать: "Открыть только одному члену моей семьи, который серьезно поклянется посвятить всю свою очерченным в нем исследованиям ..." [1]

Рис. 1 Нью-Йорк (5-ая Авеню) в 1912 году. Здесь через двадцать лет после смерти Генриха Шлимана появился человек, выдававший себя за его внука.

На своем смертном одре он составил тогда следующее сообщение, которое гласило о следующем  :"Конфиденциальное сообщение к опечатанному конверту: Разбей вазу в форме авдотки. Обрати внимание на содержимое. Оно касается Атлантиды. Исследуй восточную сторону руин Саисского храма и кладбище в долине Чакуна. Это важно. Это является доказательством существования системы. Близится ночь. Прощай." [2]

Пауль, выдававший себя за его внука, как и надлежало, принес перед лицами, управляющими имуществом по поручению доверителя, обязательную клятву и забрал из банка во Франции конверт, который по его сведениям наряду с фотографиями и документами содержал обширное завещание исследователя старины и а также пространное письмо старого Шлимана:

"Я пришел к выводу, что Атлантида – это не только территория между Америкой и западным побережьем Африки и Европы, но и колыбель нашей общей культуры. В прилагаемом материале можно найти письменные свидетельства, заметки и проработки и все те доказательства, которые, по моему мнению, следует принять в расчет. В банке Франции имеется специальный счет, который будет в распоряжении предъявителя прилагаемой расписки, суммы должно хватить на покрытие расходов на исследования. Да оберегает всемогущий бог эту важную работу." [3]

Полный текст завещания, которое было напечатано в «Нью-Йорк Америкэн» (New York American) только выдержками, опубликовал затем позднее Эджертон Сайкс (Egerton Sykes) в своем журнале «Атлантис» [4]. "Сайкс был озадачен тем, что Пауль Шлиман принялся проводить настолько бесцельные и неполные исследования, после того как прочел завещание своего деда по Атлантиде", - заметил позже по этому поводу автор Мартин Ибон (Martin Ebon). Мало серьезным кажется также процитированное Ибоном замечание, которым Пауль Шлиман заканчивает свою статью для «Нью-Йорк Америкэн»: "Если бы я рассказал все то, что я знаю, тайна была бы разрушена." [5]


Существовал ли Пауль Шлиман на самом деле?

Кем же следует считать этого человека, который выдавал себя за внука Генриха Шлимана? Вместе с 'биографом Сайкса' Мартино Ибоном мы вынуждены задать себе вопрос по поводу завещания Шлимана: "Что мы можем [...] усмотреть в этом достойном внимания и однозначного редком документе? Если принять во внимание источник и тот факт, что в промежуточное время не всплывала никакая прочая документацию, то можно подумать, что тут имел место какой-то розыгрыш."

Рис. 2 "Фантом" Пауль Шлиман оставил совсем немного ощутимых следов. К ним относится этот выполненный им рисунок, который получил распространение в международных атлантологических кругах.

Впрочем, другие авторы делали обратные выводы из того факта, что по этому поводу не было каких-либо других публикаций. Так, например. Ойген Георг в своей книге «Verschollene Kulturen (Исчезнувшие культуры)», вышедшей в 1930 году, мог только удивленно констатировать, что "с тех пор по сегодняшний день вся пресса замалчивала это дело." [6]

Александр Бессмертный поднимает эту тему вновь два года спустя в своей книге "Загадка Атлантиды". Его поиски позволили также обнаружить письмо, которое отправил профессору Вильгельму Дерпфельду (Wilhelm Dörpfeld), многолетнему коллеге Генриха Шлимана по работе. Дерпфельд ему ответил: "Насколько я знаю, Генрих Шлиман никогда тщательно не занимался вопросом Атлантиды. Я никогда не слышал какого-либо намека о таких работах, несмотря на то, что я с 1882 года до его смерти в 1890 году тесно с ним сотрудничал. Однако, Шлиман иногда говорил об Атлантиде и я считаю возможным, что он составлял кое-какие заметки по этому вопросу." [7]

В 1949 году в «Журнале свободной духовной жизни - «Ди Комменден»» (DIE KOMMENDEN - ZEITSCHRIFT FÜR FREIES GEISTESLEBEN) появилась затем статья об Атлантиде под заголовком "Ваза в форме авдотки". В ней М.Й. Крюк фон Потурцин вновь затрагивает 'случай Шлимана', однако, он по всей видимости приводит лишь известное резюме предположительного завещания из «Нью-Йорк Америкэн». [8]

Наряду с вопросом достоверности его высказываний, касающихся Генриха Шлимана, нужно также серьезно проверить, действительно ли лицо, которое было процитировано в 1912 году в упомянутой статье в «Нью-Йорк Америкэн», следует рассматривать в качестве внука Генриха Шлимана. Сайкс был в любом случае придерживался мнения, что Пауль Шлиман действительно существовал и был настоящим:

"Английский исследователь, Митчелл Хеджес (Рис. 3), который нашел знаменитый кристальный череп в Карибике, должен был согласно Сайксу познакомиться с молодым Шлиманом в Нью-Йорке, где он жил на яхте. стоявшем в городском порту. Пауль Шлиман во время первой мировой войны скрылся, чтобы вступить в немецкую армию, и погиб на войне. По расчетам Сайкса, использовавшего имеющиеся биографические данные, ему должно было быть в тот момент, когда появилась статья, двадцать восемь лет." [9]

Рис. 3 Английский искатель приключений и исследователь, Митчелл Хеджис (Mitchell Hedges) (слева), обнаруживший знаменитый кристальный череп (справа), по всей видимости, лично общался с Паулем Шлиманом.

Мартин Ибон по этому поводу перед публикацией книги "Атлантида – новые факты" (Atlantis - The New Evidence) в 1977 году наводил некоторые справки и занимался личной жизнью Генриха Шлимана:

"Многосторонне талантливый, упорно работающий финансист и археолог Генрих Шлиман женился дважды – первый раз в России, а затем в Греции. Первый брак в Санкт-Петербурге с Катериной продолжался с 1852 года по 1868 год. Брак с самого начала был неудачным. От этого брака был сын по имении Сергей, потом появились две дочери, которых звали Наталья и Надежда. Шлиман окончательно расстались и развелись, в то время как Генрих жил в Индианаполисе, штат Индиана. От туда он наладил переписку с Архиепископом Греции и попросил его найти ему подходящую греческую спутницу жизни. 24 сентября 1869 года он женился на семнадцатилетней Софии Энгастроменос (Рис. 4) (Шлиману было тогда 47 лет); у них был сын по имени Агамемнон, который родился в 1878 году, и дочь Андромаха, родившаяся 1871году." [10]

Ибон все же считает, что Сайкс впал в заблуждение, и поэтому он написал: "Пауль Шлиман женился на женщине, которая впоследствии вышла замуж за ведущего греческого политического деятеля; это ошибка. Не он, а именно Агамемнон Шлиман женился на молодой актрисе по имени Надине, вторым супругом которой стал будущий премьер Константин Цалдарис. В конце сороковых и начале пятидесятых он имел возможность снова встретиться с г-ном и г-жой Цалдарис в Афинах, когда тот был премьером." [11] Кажущаяся ошибка Сайкса вполне понятна, если принять то, что он исходил из "совмещения образа". Он считает, что Агамемнон и Пауль Шлиман одно и то же лицо, и Агамемнон лишь временно использовал вымышленное имя: "Он [Сайкс; bb] имеет еще живого друга, который знал его лично и считает, имя Пауль он просто использовал, будучи Агамемноном, когда он находился в Соединенных Штатах. Сайкс считает, что Пауль Шлиман погиб в первую мировую войну, служа в немецкой армии. Интересно, что Пауль и его яхта где-то через неделю после опубликования его статьи исчезла". [12] Разумеется, при этом остается открытым вопрос, почему Агамемнон/Пауль появляетс как ВНУК, а не как СЫН Генриха Шлимана...

Рис. 4 София Шлиман, в девичестве Энгастроменос, с золотым украшением из "клада Приама"

Как бы там не было, Агамемнон и Надине Шлиман по достоверным сведениям вынуждены были развестись после бездетного брака, "греческая линия Шлиман закончилась Агамемноном в стране, которой Генрихом Шлиманом было уделено огромное внимание в самый продуктивный период его жизни. Был ли у Сергея Шлимана, русского сына Генриха, сын по имени Пауль? Такие ведущие биографы как немцы Эрнст Майер и Эмиль Людвиг не упоминают о таком отпрыске. Также и Немецкий археологический институт в Афинах, который имеет самый обширный архив, не знает никакого Пауля Шлимана. Летом 1976 года я установил контакт с известными греческими историками из Афин, и они ничего не знали о существовании Пауля Шлимана. Письма Генриха Шлимана (изданные Эрнстом Майером) не содержали никакого намека на такого внучатого сына, и даже, если говорить честно, на Атлантиду.

Первый брак Генриха Шлимана с Катериной имел следствием такую отчужденность и такого рода смуту, что Генрих запрещал своему сыну писать ему письма на русском языке. Он почти полностью порвал отношения со своей русской семьей. Профессор Георге Коррес, член философского факультета Афинского университета, пожалуй, является ведущим авторитетом по вопросу Шлимана в современной Греции: >Я кое-что слыхал об имени Пауль Шлиман, и то как-то вскользь. Нет данных о его смерти и рождении так же, как и его писем или чего-либо подобного, что могло бы быть с ним связано и о чем бы я мог бы знать. Честно говоря, я сомневаюсь в том, что он когда-либо существовал<." [13]

Единственным потомком Генриха Шлимана, который в 70-ых годах прошлого века – когда Ибон искал материалы для своей книги - еще жил, была госпожа Лилиан Мелас, "живая, светловолосая вдова внука Шлимана Лено. [...] Госпожа Ленос мне сказала, что она наверняка что-либо знала бы о Пауле Шлимане, если бы такой внук существовал. Она полагает, что он является своеобразным 'personnage imaginaire' (фр. воображаемым персонажем) семейной истории." [14]

Эджертон Сайкс тем не менее остался при мнении, что Пауль Шлиман существовал. При всем скептицизме, который Сайкс, вопреки свойственной ему терпимости к результатам другого исследователя Атлантиды касательно работы Пауля Шлимана выдвигал также немаловажный аргумент в пользу достоверности этой личности: "Тяжело понять, почему мы в прошедшие между тем годы не получили ни подтверждения, ни опровержения со стороны юристов, банкиров и прочих, которые занимались приведением завещания Генриха Шлимана в исполнениеs. Всякое отсутствие отрицающих доказательств, как кажется, подтверждает истинность истории." [15]

По всей видимости, потребуются еще тщательные исследования жизни Агамемнона Шлимана для того, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть тезис Сайкса о установлении им личности Пауля Шлимана. И до этого – без убедительных доказательств – можно видеть лишь то, что Лилиан Меласс видела в нем: personnage imaginaire (фр. воображаемый персонаж)!


'Исследования' Пауля Шлимана

И здесь мы приводим то, что было написано Ибоном: "Пауль нашел в коллекции своего деда вазу в форме авдотки, разбил её и обнаружил набор прямоугольных предметов из белого металла [16], некоторые из которых были с изображениями фигур и словами на финикийской письменности: >выставлено в Храме с Прозрачными Стенами <. [...] После этого Пауль путешествовал по Мексике, другим районам Центральной Америки и по Перу. В долине Чукуна на одном кладбище он нашел другие вазы в форме авдотки – без медалей, однако, предположительно с >удивительными< надписями. В пирамиде Теотиуакан Мексике, прим. автора медали были без надписей. Сайкс полагал, что это могли быть своего рода квитанции о жертвоприношениях." [17]

:Рис. 5 Фрагмент изображения таблички «Кодекса Троанус» майя (Codex Troanus)

Далее у Ибона также значится: "Пауль Шлиман заявил, что у него есть >четкие указания на местоположение Города Золотых Ворот и два однозначных сообщения о Храме с Прозрачными Стенами<. Он обдумывал, имеет ли слово >прозрачный< лишь чисто символическое значение или же действительно существовала постройка с прозрачными стенами. Ответа на этот вопрос он не знал, однако он сообщил, что он может доказать, что искусству изготовления стекол финикийцы научились у людей, которые жили за Геркулесовыми Столпами. Упомянутая статья в английском еженедельнике «Уикли Баджет» (`Weekly Budget´; от 17 ноября 1912 года) заканчивалась, как сказал Сайкс, > текстами, вызвавшими наибольший спор в истории исследования проблем Атлантиды <, так называемым >Троано Кодекс (Troano Codex)< [...] и надписью [18], которая якобы была сделана на стене храма в Лхасе, Тибет, где-то в 2000 году до н.э. на халдейском языке." [19]

В «Кодексе Троанус» майя, созданном якобы около 1500 года до н.э., описывается якобы среди прочего катастрофический катаклизм, который привёл к уничтожению мифической страны 'Му': "В 6 году Кау, 11 Мулука месяца Зак, начались ужасные толчки землетрясений, которые продолжались до 13 Чуенга, жертвой которых стала страна Му; она была дважды поднята, и затем вдруг исчезла за ночь море постоянно взмучивалось вулканическими выбросами. [...] Будучи не способной противостоять мощным конвульсиям, погрузилась она со своими 64 миллионами жителей под воду 8060 лет до составления этой книги." [20]

Надпись на храме в Лхасе была якобы такого содержания: "Когда звезда Бал упала в то место, где сейчас только море и небо, затряслись семь Городов с Золотыми Воротами, и их Прозрачный Храм затрясся, как листья дерева в бурю. И увидели тогда, как клубы дыма и огня поднимаются над дворцами. Страх и вопли множества людей наполнили воздух. Они искали убежище в своих храмах и городах. И мудрец Му, жрец Ра-Му, встал и сказал им: `Разве я всё это не предсказывал?´ И женщины и мужчины со своими драгоценными камнями и в блестящем одеянии жалобно причитали: 'Му, спаси нас!' И Му ответил: 'Вы умрете вместе со своими рабами и своими богатствами, и из вашего пепла возникнут новые народы. Если забывают о том, что превосходство не в том, что на себя повесили, а в том, что могут дать, то подобной участи не избежать.' Пламя и дым подавили слова Му. Страна и её жители были разорваны на куски и за несколько месяцев были проглочены морской бездной..." [21]

В общем где-то в течение шести лет пришлось вести поиски и раскопки в духе его деда. "Он считал, что представил все доказательства, привел сначала лишь детали в качестве образцов и обещал также опубликовать книгу. Эта книга так и не появилась, а сам Пауль Шлиман некоторое время спустя бесследно исчез." [22]

Сайкс осуществлял оценку работ Пауля Шлимана, как уже упоминалось, с долей здравого скептицизма. С другой стороны он был достаточно честен, отметив, "У Пауля Шлимана были первые сообщения о Храме с Прозрачными Стенами и Городе Золотых Ворот; он был первым, кого можно было найти у Бимини, а затем вблизи Санта Мария на Азорских островах. Он также отметил, что юный Шлиман нашел вазы в форме авдотки по обе стороны океана, однако он считает, что, пожалуй, Пауль Шлиман был неправомерен в своих выводах, но тем не менее дал новый толчок исследованиям проблем Атлантиды." [23]


Продолжение:


Внешний источник:

Schliemanns Atlantis 1912.jpg

Dr. Paul Schliemann, How I Found the Lost Atlantis, The Source of All Civilization (1912), bei: Internet Sacred Texts Archive (Д-р Пауль Шлиман, Как я открыл погибшую Атлантиду – Первоначало всех цивилизаций (1912 г.) из: (Интернет-архива священных текстов)


Примечания и источники

Эта статья Бернхарда Байера (Bernhard Beier) впервые появилась в 2003 году он-лайн на сайте forum.grenzwissen.de. Перевел: Анатолий Саушкин, команда Atlantisforschung.de

  1. Источник: Martin Ebon, Atlantis - Neue Beweise, Heyne 1978, Seite 76 (Мартин Ибон, Атлантида – Новые доказательства)
  2. Источник: тот же., Стр. 77
  3. Источник: Heinz Kaminski, "Atlantis - die Realität", Bettendorf 1997, Стр. 187 (Хайнц Камински, «Атлантида – реальность»
  4. см.: Egerton Sykes, 'Atlantis' Bd.4, Nr.5, Januar 1952
  5. Источник: Lyon Sprague de Camp, "Versunkene Kontinente", Heyne 1977, Стр. 56 (Лион Спраг де Камп, Затонувшие континенты)
  6. Источник: H. Kaminski, указан выше, Стр. 189
  7. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 82
  8. Источник: H. Kaminski, указан выше, Стр. 186
  9. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 85
  10. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 85
  11. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 86
  12. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 87
  13. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 85,86
  14. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 87
  15. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 85
  16. Примечание: согласно Л. Спраг де Камп (L. Sprague de Camp) (указан выше, Стр. 56) речь, по-видимому, здесь шла о " нескольких четырехугольных монетах из платиново-алюминиево-серебряного сплава и металлической пластине с надписью на финикийской письменности >из Храма с Прозрачными Стенами <" .
  17. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 83
  18. Примечание: У Спраг де Камп (Sprague de Camp) (указан выше., Стр. 56) речь идет здесь " о халдейском манускрипте. имеющем возраст 4000 лет, который хранится в буддийском храме в Лхасе в Тибете."
  19. Источник: M. Ebon, указан выше., Стр. 83
  20. Источник: H. Kaminski, указан выше, Стр. 57
  21. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 83
  22. Источник: H. Kaminski, указан выше, Стр. 189
  23. Источник: M. Ebon, указан выше, Стр. 85


Источники иллюстраций

(1) http://www.markreubengallery.com/1268.html (он-лайн уже отсутствует)

(2) http://www.ddg.com/LIS/InfoDesignF97/car/RealAtlantis1.htm

(3) слева: http://www.acalan.com/images/mitchell-hedges.jpg (он-лайн уже отсутствует)

(3) справа: http://www.kindredspirit.co.uk/articles/4109_crystal_skull.asp (он-лайн уже отсутствует)

(4) http://www.utexas.edu/courses/cc303/9909130002.jpg (он-лайн уже отсутствует)

(5) http://members.xoom.virgilio.it/mmmgroup/e-mercur.html (он-лайн уже отсутствует)


Из „Paul Schliemann - das Phantom der Atlantisforschung